Управление гражданской авиации Индии выпустило предварительный отчет о причинах катастрофы самолета Boeing 787-8 авиакомпании Air India, которая произошла 12 июня 2025 года.
Непосредственной причиной катастрофы стало отключение подачи топлива в двигатели через три секунды после его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Через десять секунд после этого один из пилотов перезапустил первый двигатель, еще через четыре секунды - второй. Однако они не успели набрать обороты, и через 41 секунду после отрыва от полосы самолет упал.
В отчете также говорится, что пилоты прибыли в Ахмадабад из Мумбаи накануне вылета и имели адекватное время для отдыха. В аэропорту они прошли медосмотр. Экипаж предыдущего рейса (самолет прибыл в Ахмедабад из Дели) оставил в журнале сообщение о неправильной работе датчика положения горизонтального стабилизатора. Техники на земле провели работы по устранению неисправности.
Пилотировал самолет второй пилот, командир был контролирующим пилотом. Самолет имел нормальную загрузку и центровку.
Закрылки и предкрылки были выставлены в положение 5 и оставались в нем до конца полета. Шасси так и не были убраны. Разбег самолета по полосе был штатным. Через три секунды после отрыва самолета от полосы переключатели подачи топлива в двигатели "перешли из позиции RUN в позицию CUTOFF" - выключено. Это привело к немедленному прекращению подачи топлива и остановки двигателей. Лайнер за несколько секунд успел набрать 400 футов высоты над землей (около 120 метров). После чего стал быстро терять скорость, а затем снижаться.
Через несколько секунд один из пилотов спросил другого: "Зачем ты выключил двигатели?" Второй ответил: "Я этого не делал".
После выключения двигателей компьютерные системы самолета включили сначала аварийную турбину (RAT), а затем - вспомогательную силовую установку. Через 10 секунд после отключения двигателей переключатель подачи топлива в один из них снова перешел в позицию RUN. Еще через четыре секунды был включен второй переключатель. После этого автоматическая система управления (FADEC) перезапустила двигатели. Первый начал набирать обороты, второй - не успел. Тяги единственного двигателя, работающего на малых оборотах, не хватило для остановки снижения.
Через девять секунд после попытки перезапуска второго двигателя один из пилотов успел подать сигнал бедствия диспетчерам. Еще через шесть секунд запись параметров прервалась. С момента отрыва лайнера от земли прошло 32 секунды.
Последняя плановая линейная проверка технического состояния разбившегося Boeing 787-8 была в июне 2023 года. Следующая крупная проверка должна была быть проведена в декабре 2025 года. Левый двигатель был установлен в 2025 году 1 мая, правый двигатель - 26 марта этого года. Модуль управления тягой заменяли на самолете в 2019 и 2023 годах - с тех пор сообщений о неисправностях переключателя не поступало.
В результате катастрофы самолета погибли 241 пассажир и член экипажа и 19 человек на земле. Это первый инцидент с Boeing 787, закончившийся смертями и полным списанием планера самолета за всю его историю эксплуатации. Лайнер выполнял рейс Ахмедабад - Лондон.
