Накладки датчиков углов атаки левого и правого бортов самолета SSJ-100, упавшего в Подмосковье в 2024 году, были перепутаны при техобслуживании, они показывали недостоверные данные, говорится в окончательном отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
"Недостоверные показания углов атаки самолета явились следствием перепутывания накладок датчиков углов атаки левого и правого бортов воздушного судна при их демонтаже/монтаже в результате нарушения требований Руководства по технической эксплуатации RRJ-95 в процессе технического обслуживания воздушного судна на авиаремонтном предприятии", - сообщается в отчете.
МАК отмечает, что катастрофа произошло днем, в визуальных метеорологических условиях, при перелете на аэродром базирования после техобслуживания, в результате перехода на снижение и последующего столкновения с земной поверхностью.
"Переход воздушного судна на снижение был обусловлен активацией и одновременной работой функций защиты системы дистанционного управления по максимальной скорости полета и по углу атаки", - сообщает ведомство.
Активация функции защиты по скорости стала возможной в результате превышения ограничения приборной скорости экипажем из-за неопределенности возникшей особой ситуации в полете. Это выразилось в отсутствии ожидаемой реакции самолета на управляющие воздействия экипажа, завышенных значениях углов атаки, не соответствующих индицируемым значениям скорости, и в отсутствии рекомендаций летному составу по действиям при отказе датчиков угла атаки.
"Функция ограничения угла атаки была активирована из-за достижения значения консолидированного угла атаки границы начала ее работы вследствие недостоверных (завышенных) показаний углов атаки двух основных систем воздушных сигналов", - сказано в документе.
Компаниям, эксплуатирующим и осуществляющим ремонт SJ-100, МАК рекомендовал придерживаться дополнительных требований по замене датчиков угла атаки, разработанных ПАО "Яковлев" после катастрофы.
Sukhoi Superjet авиакомпании "Газпром авиа" разбился 12 июля 2024 года в лесу в подмосковном городском округе Коломна. Находившиеся на борту три члена экипажа погибли. Лайнер вылетел после ремонта с завода и направлялся в аэропорт "Внуково".
